Для того чтобы такое умение родилось в человеке, он должен вести себя всегда естественно,
а для этого — иметь развитое чувство собственного достоинства.
И характер. А его ей было не занимать, по свидетельству знавших актрису близко людей.
Это и позволило ей так убедительно, горячо, целостно изобразить на киноэкране такую настоящую, «ндравную» Аксинью. Потому и называли ее своей казаки Дона и Кубани, Терека и Урала, Астрахани и Сибири.
Казаком ведь становится не всякий русский человек,
а только тот, кто исповедует главное свойство русского характера — понимание свободы
как никем не стесняемой и ничем не ограниченной воли.
Отсюда-то и русская самодержавность, а вовсе не из Азии или Византии.
И в этом контексте мы можем назвать и Аксинью из «Тихого Дона», и Лёлю из «Добровольцев», и Елизавету Максимовну из «Неоконченной повести»,
и даже герцогиню Мальборо из мхатовского спектакля «Стакан воды», людьми широкой воли.
А сыграть, воплотить на сцене, экране такого человека может только артист,
равный по масштабу личности своему герою.
Война, Сталино, характер
Быстрицкая родилась в семье военного врача.
И этот факт биографии косвенно воспитал ее характер в первые же пятнадцать лет жизни.
Когда началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков, Элина была еще совсем подростком.
Тем не менее она напросилась в госпиталь помогать санитаркам.
Санитарным эшелоном, с мамой, которая служила там же поваром, прошла горькие дороги отступления Красной армии
и обратный, уже победный путь.
8 сентября 1943 года советские войска освободили Сталино (будущий Донецк).
Фронтовой эвакуационный госпиталь зашел в полусожжённый город сразу за наступающими войсками
— через три дня.
Помещение ему выделили в здании школы Первой городской больницы. Этого здания давно нет,
но это самый центр — площадь Ленина.
В одном из интервью уже на склоне лет Элина Авраамовна рассказывала:
«На все это (раны, отрезанные конечности. — Авт.) я насмотрелась в операционной,
потому что, хотя и числилась санитаркой, работала лаборанткой.
Хирурги меня звали, когда нужно было сделать анализ крови, определить ее группу, так вот, там стояли тазы,
в которых лежали ампутированные конечности.
В приемном покое солдаты лежали в ужасной грязи — их же доставляли прямо с передовой,
— и страшнее, чем разорванные, окровавленные шинели и гимнастерки, чем облепленные глиной сапоги,
были вши, ползущие прямо по полу".
Кроме всего прочего, Быстрицкая вспомнила, что прифронтовой город Сталино,
лежавший в руинах и погружавшийся ежевечерне в плотный мрак, был не только непригляден, но и серьёзно опасен.
От госпиталя до квартиры, вспоминает актриса, она, тогда 15-летняя девчонка,
ходила, сжимая в кармане шинели остро заточенную металлическую расческу — так поступали все девушки.
Дорога, которую она выбрала сама
После войны Быстрицкая училась в техникуме, но любовь к искусству, властный зов сцены привели ее в итоге в Киевский театральный институт им. Карпенко-Карого.
Дальнейшая судьба молоденькой красивой актрисы могла быть и скромней, чем она себе сама ее построила.
Можно было, например, застрять в Херсонском драмтеатре, куда ей выпало распределение.
Не захотела. Проявила уже сформировавшийся характер.
Через Вильнюс, где жил тогда отец,
дорожка актёрской профессии привела в московский театр им. Моссовета.
Ну а потом был звёздный час — роль Аксиньи.
Видение цели
Было бы самонадеянно с нашей стороны пытаться в нескольких строках рассказать и о том, как снимался фильм,
и об интригах, неизбежных в актерских кругах при выборе главных героев,
и о том, как дух одного из величайших романов в истории человечества и помогал, и мешал съемочной группе.
Но и партнер Быстрицкой по фильму — исполнитель роли Григория Мелехова
актер Пётр Глебов,
и гениальный режиссер киноэпопеи Сергей Герасимов отмечали, что она вошла в роль как щука в омут — легко, спокойно, уверенно.
И снова мы видим влияние натуры на профессию — человек, уверенный в себе,
уверен и в своих действиях.
Этот вовсе не означает, что Быстрицкую не терзали, как и любого актера, муки творчества, но у нее было главное
— понимание цели.
И это давало силы большую часть таланта отдавать созданию реалистичного образа.
Здесь мы переведем дух и скажем:
киношники после шестидесятых не очень баловали вниманием Элину Быстрицкую.
На спектакли с ней в Малый театр валом валил театрал, но массовый зритель ее подрастерял.
И это очень досадно и неправильно.
Такая богатая фактура, такой цельный характер, такой мощный талант перевоплощения достойны были куда более значительной карьеры.
А с другой стороны — ведь театральная жизнь Быстрицкой удалась, как мало кому
— до самых последних лет она выходила на подмостки.
Так о чем жалеть?
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
Нас интересует всё. То. что происходит сейчас, было давно и будущее